как архитектура влияет на музыкуОдин из крупнейших современных музыкантов анализирует, как среда, в которой исполняется музыка, влияет на процесс ее создания и исполнения.
Лекцию читает Дэвид Бирн, лидер группы Talking Heads, друг и соавтор Брайана Ино, музыкант, кинематографист, художник, один из самых активных проповедников ответственного потребления и использования велосипеда в качестве основного транспортного средства.1.В начале 70-х наши выступления проходили в местах, которые я бы поостерегся называть концертными площадками. Это были такие бетонные ящики с кривыми стенами, люди засыпали на столах. Мы специально играли очень громко, чтобы заглушить звуки падающих тел. Зато можно было разобрать слова, никакой реверберации, мы четко держали ритм. С тех пор я выступал в куда более приятных местах: Дисней-холл, Карнеги-холл. Это было очень круто, но я замечал, что моя музыка не так завораживающе звучит в прекрасных залах. Возникли вопросы: я что, пишу музыку для специфических помещений? Думаю ли я о зале, где будет звучать музыка, когда пишу ее?
2.Большинство современной популярной музыки вышло из Западной Африки. Их музыка — инструменты, сложный ритм, механика исполнения — идеально работает в архитектурных и социальных условиях Африки. Нет помещений, которые могли бы создать реверберацию, инструменты звучат достаточно громко без искусственного усиления. Все это не случайно: музыка Африки идеально соответствует своему контексту. И она совершенно не приспособлена, скажем, для исполнения в готическом соборе. Послушайте католическую мессу: там почти не меняется тональность, она подолгу держит одну и ту же ноту, практически отсутствует ритм. Само помещение улучшает музыку!
3.Моцарт писал свою музыку для совершенно других помещений. Они были меньше, там отсутствовала реверберация, так что он мог позволить себе сложную структуру, какие-то нюансы, которые люди имели возможность услышать. Или вот Ла Скала, великий оперный зал. В XVII веке люди ели, пили, орали друг на друга в опере. И это помещение, эта музыка были спроектированы именно под подобное времяпрепровождение. Карнеги-холл — совсем другое дело. Там можно услышать, как кто-то причмокнул на другом конце зала. Поэтому соответствующая музыка, никакой еды, никаких разговоров.
4.Потом начался джаз. Бэнды играли на кораблях, в ночных клубах. Отсюда и ритм, и соответствующая громкость, и импровизационный элемент (репертуар был ограничен, людям надоедали одни и те же песни, которые музыканты играли по кругу). Ночные клубы, дискотеки фактически продиктовали нам новые правила написания музыки, ее громкость, ритмическую структуру, сложность. Живые выступления сегодня проходят в местах, меньше всего приспособленных для прослушивания музыки — стадионах, баскетбольных залах. Так что музыкантам пришлось изобрести новую музыку, и они это сделали: так появился стадионный рок.
5.То, о чем я говорю, меняет наш взгляд на весь творческий процесс. Получается, что мы создаем музыку для определенного контекста, он диктует нам правила. Точно так же как наше искусство создано под галереи, а программы пишутся под определенные операционные системы. Это эволюционный, адаптивный подход к творчеству, который, конечно, противоречит традиционному романтическому взгляду на работу артиста. Порыв, страсть, вдохновение — все эти вещи существуют, но сначала мы создаем форму, а потом наполняем ее содержанием.
наглая перепечатка:
http://freshf5.f5.ru/post/311951