Случайно книгу не издаете по этой тематике? - очень насущно.
в процессе.
Пока есть идея сделать
"Вредные советы. Как избавиться от Заказчика навсегда". Идея появилась как результат общения с руководителями центров быстрого приготовления дизайнеров "а-ля полуфабрикат". Звучит такой запрос, как правило так: "сделайте нам такую систему тестов, чтобы можно было не видеть заказчика вообще и выжать из него как можно больше денег". А с таким подходом в архитектуре результат может быть единственный - необремененность работой))
Однозначно среди пунктов будут такие:
1. пользоваться различными система типологии. Начиная от знаков зодиака до "если заказчик приехал на красной мазде -это значит"...
Это не значит ничего, кроме того, что у такого специалиста полностью отсутствует контакт с заказчиком. В психологии это называется Субъектно-Объектные отношения.
Объект -это предмет манипулирования с заведомо известным результатом.Ни один человек не выносит отношения к себе как к объекту. И как только у вас возникло искушение отнести своего заказчика к овнам, холерикам или владельцам мерседеса - либо отказывайтесь от работы, либо срочно начинайте устанавливать с ним здоровые отношения;
2. пользоваться советами из тренингов продаж и прочими НЛПишными способами манипулирования.
3. при составлении ТЗ полностью опираться на аналитику и логику того, что говорит заказчик, не прогнозируя его чувственных реакций и не доверяя собственной интуиции, которая всегда подсказывает, где человек ошибается (отсутствие связи между головой и телом, разумом и ощущениями, как у Заказчика, так и у Исполнителя).
4. играть по сценарию "Я великий гений" с заказчиками среднего класса (реализация амбиций за чужой счет -компенсация комплекса неполноценности);
5. играть по сценарию "Кушать подано" с заказчиками, имеющими более высокий материальный статус, нежели у самого архитектора (отсутствие авторитетной позиции);
6. играть по сценарию "Непризнанный гений" (обида -детская эмоция, а в отношениях Заказчик-Архитектор могут выступать только Взрослый-Взрослый)
и т.д. и т.п. Но и это не главное.
Самыми актуальными в нашей профессии являются вопросы
Персонального мифа архитектора (глобальное качество, которое привело человека в профессию).
Например, буквально в эти выходные на тренинге оказалось, что одна дизайнер реализует в архитектуре свои материнские качества и ценность семейственности, а другой парень (бывший басист известной рок-группы) -идею о ценности свободы. Осознавая собственный миф, очень легко на это привлекать именно своего Заказчика, что дает гарантию продуктивной работы. Если первая дама начнет работать с заказчиком, который ищет психологического простора и непривязанности к стереотипам, понятно, что работа пойдет туго. Соответственно, и второй архитектор поимеет массу проблем над созданием "уютного гнездышка". Не обязательно отказываться от такой работы. Но осознание некой разницы в жизненных приоритетах позволит с большим вниманием отнестись к работе, прогнозируя возможные трудности.
Другой очень важный вопрос -это
границы. С одной стороны важно установить близкий контакт, который позволит и чувствовать и понимать заказчика. С другой стороны очень актуально не стать "лучшим другом", которому не западло бесплатно еще порисовать и съездить с заказчиком в пару магазинчиков.
Если честно, то я пока не очень хорошо понимаю, как эту инфу реализовывать в книжке. Т.к. на тренинге мы стараемся не слушать лекцию и принимать слова на веру, а чувствовать и проверять на собственной "шкуре" эти самые границы, находить свою зону комфорта в результате упражнений и телесных практик.